Беременность и панические атаки



Недавно я столкнулась с таким явлением, как паника при беременности. Панические атаки  (ПА) раньше накрывали меня, но это было давно и я очень быстро из этого выскочила, хоть и было тяжело. Я не совсем осознавала, что это такое и что со мной происходит. Я уже подумывала сходить к психологу, чтобы разобраться в своей башке. Но потом я научилась очень быстро купировать паническую атаку в зачатке, потому что иначе это ни к чему хорошему не приведет. У меня случались обмороки и не исключаю, что большинство из них были именно результатом панической атаки. Собственно, о ПА я уже даже и думать забыла.

И вот пару дней назад меня накрыла новая паническая атака. И случилась она в горах на высоте 2000 где-то. Погода на вершине была не очень хорошая, пошел снег и испортил видимость довольно сильно. За пределами склона была видна только белая пелена и обрыв. Учитывая то, что все кругом было белое и размытое, и благодаря моему смешанному астигматизму я практически ничего не видела. Но явно ощущала, что это склон, это гора и обрыв за ней. И у меня закружилась голова. Я боялась даже встать или хотя бы перевернуться с колен на попу, мне казалось, что если я шелохнусь, то я сразу же скачусь в обрыв. И это случилось у меня, у человека, который обожает высоту, горы и никогда их не пугается. Я люблю высоко подниматься и смотреть на обрывы и представлять, чтобы было если бы люди умели летать. Стихия у меня воздух кстати. Это все объясняет :) Встать я встала, но по узкому участку я ползла на переднем канте и спиной к обрыву, боясь сделать лишнее движение. Несколько раз со страха падала на попу, в ужасе отползала. Потом начала со злостью молотить снег и в итоге разревелась, потому что это все - такой абсурдище! Как такое со мной может случиться, да что за херня!!

Чип, который ехал со мной, был в шоке. Он не понял, что вообще происходит. Конечно, мое поведение было просто не узнать! В нашей семье он настоящий акрофоб, а не я. Боится подъемников, самолетов и всего такого. Но не я. И тут такое. Я бы только развела руками на эту ситуацию. Совершенно неожиданно и непонятно что делать.

А теперь, откатавшись после этого случая еще 2 полноценных дня, я хочу подвести итоги и разобраться, в чем корень этого говна и как я с ним покончила. Может и не покончила, но по крайней мере осознала, обдумала и держу себя в руках.

Начнем с определения. Паническая атака - Что это за состояние? 


Врачи описывают такие симпотомы:

-Беспокойство
-Затрудненное дыхание
-Учащенное сердцебиение
-Головокружение
-Повышенное давление
-Боли в левой части грудной клетки
-Спутанность сознания
-Тошнота
-Предобморочное состояние
-Потливость

Я бы добавила сюда моральные стороны - это ужас, невозможность принятия решения, потеря способности рассуждать здраво, появление животного страха и полнейший ступор.

Итак, что порождает в нас панические атаки? Я не психолог, но люблю рассуждать и суммировать свой опыт и полученную информацию из различных источников.

Прежде всего, ПА - это эскалация ваших личных страхов. Если вы чего-то боитесь, опасаетесь, постоянно стараетесь этого избегать, то встречаясь с этим лицом к лицу, вас может накрыть паника. Это может быть что угодно. Любые фобии, которые вы сможете нагуглить в интернете. От пауков до страха высоты, например. И чем больше у вас страхов, тем больше вероятность того, что вы столкнетесь с панической атакой, или даю зуб, это уже произошло и не раз. Некоторые не могут из этого выскочить и существуют просто от ПА до ПА. Есть клинические случаи, когда человек буквально боится выйти из дома.

Второй источник страхов - это природные подсознательные страхи, которые присутствуют в вас в гипертрофированном объеме. Я думаю, я столкнулась как раз с такой паникой. Везде пишут, что у беременных зачастую появляется акрофобия, от которой даже после беременности они не могут избавиться. Во-первых, на это влияет изменение центра тяжести в теле женщины, из-за чего может появляться неуклюжесть и проблемы с ощущением себя в пространстве. Во-вторых, усиленное чувство самосохранения. Это все логично и хорошо обоснованно. Я с природой согласна на все 100% - это все важно и нужно.

То есть, вы чувствуете угрозу для своего существования, и вы защищаете себя от этой опасности. Животный страх.

Третий источник - это ни что иное, как навязывание страхов окружающими. "Это плохо, это опасно, это вредно" и т.д. Во время беременности часто можно слышать такие рекомендации. А если учесть, что психика беременной достаточно тонкое дело, то пиши пропало. Женщины в положении очень сильно подвержены паникам и фобиям по разным поводам, превращаясь в нестерпимых истеричек. Мне иногда кажется, что большинство страхов и заблуждений настолько тщательно оберегаются и передаются из рук в руки, из поколения в поколение, что белорусская культурная осознанность может только позавидовать такой мощной охране.


И некоторые "рекомендации" вы может и не будете воспринимать всерьез, но под коркой оно почему-то останется, по-крайней мере у меня почему-то это произошло. Я всегда отмахиваюсь от общественного гнета и мнения, потому что сама знаю что для меня лучше. Но не тут-то было.

Представьте, вы беременны и вы собрались ехать кататься на сноуборде. Не правда ли пахнет скандальчиком в родильном отделении? Даже очень пахнет. Перед отъездом я ради интереса решила пошерстить интернет в поисках разумных людей. Я таких нашла, всего одну. Ездила кататься на лыжах на 22-й неделе. Сейчас вторая беременность 24-я неделя, едет опять в горы кататься, первому ребенку 4 и уже сам катается. Как вам такое? Но все что я читала дальше - это как будто бабки на подъезде, говняют абы говнять. "Вы с ума сошли, кто вообще катается на лыжах, это так опасно, а вы еще и беременной собрались ехать, кококо, это же ужасный спорт, это неженский спорт" ну и в таком духе. Медленно просто перетекло в безудержную критику и желчь в сторону спортсменки.

Потом опытная беременная из моего окружения тоже подкинула мне "А если ты упадешь, Катя, не катайся". Я отмахнулась и на этом все закончилось. Но это говно во мне осело. Это что, такое свойство у беременного мозга появилось?

Потом я сложила все остальное к тому, что у меня действительно может сместиться центр тяжести, и кантовать на доске будет сложнее, ну и так далее. Ближе к поездке я вообще была в упадническом настроении на грани "я никуда не поеду". Думала, возьму скипас на 2 дня и 8 дней буду просто шататься по Майерхофену, фотографировать, покупать сувениры и обжираться.

Но приехав в горы и изучив планы трасс, я поняла, что я не смогу без этого. И взяла скипас на 6 дней. И в первый же день все говно, которое накопилось в моей голове, выстрелило! И довольно мощно и неприятно. Я ужасно взбесилась. Я сидела на склоне и ревела, проклиная всех людей, которые говорят всякие гадости и пытаются поучать, как мне жить и что мне делать. Эта херня как яд заполняет твои мозги и будет вынашиваться до определенного момента. Я всегда была свободна от этого, я никогда никого не слушала и поступала по своему. Но тут организм стал слабый и подверженный влияниям извне, я полагаю, на чисто физиологическом уровне. И общество как будто хочет этим воспользоваться. Осознание этого вызвало бурю отвращения, как от кучи говна в постели.

Как бороться с паническими атаками?


Первое, включите осознанность. И обдумайте всю ситуацию от и до. Откуда она взялась? Что повлияло? А действительно ли это так страшно? Кто вы есть? Какие ваши жизненные принципы? Вспомните, кто вы.

Второе, как только вы чувствуете, что мир перед глазами начинает подергиваться и в вас начинает шевелиться паника, - переступите через это. Рассматривайте эту секунду, как совершенно ненужное ответвление реальности. Ну вы потеряете час, два, а то и целый день. Вы просто спустите его в унитаз, сидя на месте и трясясь от страха. А страх-то в чем? Страх - это в вашей голове, вы сами его придумали. И он вам не нужен, он бесполезен. И если вы что-то делали до этого и вас вдруг начало накрывать - не останавливайтесь, продолжайте делать. Думайте о позитивном, думайте о том, что потом пойдете есть, встретите друзей или будете смотреть любимый сериал или читать книгу, все что угодно.


Третье, преодолев хоть раз первый позыв к панике, уже будучи в спокойной ситуации - обдумайте это. Почему она опять начала появляться? И как вы с доблестью ее переступили? И оглянитесь вокруг, и поймите, как хорошо быть в здравом уме, контролировать свои мысли и жить без паники. И потом уже используйте эту мысль и это чувство при дальнейшей борьбе с паническими атаками, если вдруг они опять будут вас накрывать.


Вот пример того, как рассуждала я:

1. У меня всего лишь 16 неделя. Живота почти нет, я влажу во всю свою горнолыжную шмотку размера XS, который довольно еще свободен на мне. Ну будет небольшое смещение центра тяжести. Но оно такое ничтожное!

2. У меня огромный опыт катаний. Я не вчера встала на доску.

3. Я имею очень сильное чувство самосохранения сама по себе. Катаясь на доске, я впринципе не хочу падать и хочу делать все правильно. Я не хочу себе ничего сломать, в конце концов. И мне это помогает, я почти не падаю и очень тщательно продумываю каждое свое движение. Я очень дисциплинированно отношусь к такому опасному спорту, как сноубординг. И это всегда было еще до беременности. Я знаю, как правильно упасть, я знаю как выровнять доску, если вдруг начинаю терять равновесие, я умею эффективно тормозить и сбрасывать скорость. 

4. У меня хороший слух, я всегда здраво оцениваю, сколько людей за мной едет, пропускаю всех вперед, чтобы не создавать аварийную ситуацию. Всегда минимизирую риск столкновения с менее опытными спортсменами. 

5. А судьи кто? Люди, которые сами имеют кучу фобий. Люди, которые никогда не стояли на доске и не представляют, что такое сноубординг, самодисциплина и аккуратность. Они не понимают, что горнолыжники - это очень осторожные люди, которые понимают с чем имеют дело, а не просто суицидники. Безбашенные люди долго не катаются. И любой опытный горнолыжник лучше тех, которые не знают об этом спорте ничего - потому что он вынослив, рассудителен и очень осторожен. 

И все эти пункты помогли мне перестать слепо бояться того, чего боятся другие. Нельзя забывать кто ты и терять себя. Общество очень сильно влияет на твое самочувствие и мысли. И с этим надо бороться и всегда себе напоминать, где ты находишься и что тебе помогало жить до сих пор.

Будьте как Катя, верните себе благоразумие и думайте! :)

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

За что я ненавижу клубы

Преодолеть прошлое