30 лет борьбы с перфекционизмом

 Привет! Меня зовут Катя и я дикий перфекционист в ремиссии, так называемый Recovering perfectionist. Поговорим об этом? Нет нет, если вы считатете, что вас это не касается, все равно прочтите - это заболевание, которое можно подхватить, начиная выходить из зоны комфорта! Мы же все мечтаем заниматься чем-то, что нам не свойственно, открыть свое дело, стать творческим человеком и т.д. Перфекционизм - коварная вещь, как раз вот поджидает вас с битой за углом.

Как только я разобралась с такими понятиями, как прокрастинация, перфекционизм, плохая продуктивность, внутренняя деспотия, мания величия - я стала четче видеть это не только в себе, но и в людях кругом. Идут как-то раз например две мамаши с колясками. И у второй (о ужас) кашлянул малой. Она быстро быстро начала говорить своей напарнице вот такую дичь:
"Мой вообще никогда не кашляет! Даже когда болеет никогда не кашляет! И почему он решил кашлять? Ерунда какая-то!"
"Ууу... Бедняжка", - провожая ее взглядом подумала я про себя.
Что это за предельно высокая степень перфекционизма, когда перед подругой нужно оправдываться и доказывать, что ребенок вообще не издает никаких звуков и ведет себя как Дева Мария?

Моя история

Страшно сказать что-то, чтобы все не заржали. А если я ошибусь, мне поставят 2. Я очень надеюсь, что меня не вызовут, пожалуйста пожалуйста пожалуйста. Черт, вызвали. Я не уверена в ответе, не буду отвечать. Скажу, что не выучила. Получила 2. Отвечает кто-то другой. И оказывается мой вариант ответа был правильный. Я правильно думаю в 90%, но я боюсь.
Я всегда очень боялась критики. Я не умела ее воспринимать адекватно, потому что мне всегда казалось, что это что-то личное, что люди хотят сказать гадость, только потому что испытывают личную неприязнь ко мне. Я все время тратила миллион тысяч усилий, пытаясь распознать каждый знак, каждую кривую ухмылку. Любой смех в спину казалось был предназначен мне. Я настолько сильно зациклилась на поиске негатива, что перестала жить в полной мере. В голове всегда много воспоминаний, я постоянно поднимала старые забытые события, анализировала их по-новой, искала какой-то смысл среди тысяч вариантов ответвлений реальности и боялась делать новый шаг, который к этой паутине добавит еще больше проблем, еще больше поводов для страхов, самобичевания и паники.
Как тут жить? Дайте мне сойти, пожалуйста, я села не на тот поезд.
Миллионы не законченных дел, которые пылятся по всем углам квартиры, забыты в дальних кластерах винчестеров, ждут своего часа. Я всегда думала, что могу многое, но на деле не могла ничего. Я ненавидела себя за это, уходила в себя, часами занималась бессмысленными вещами, искала вдохновения в чем-то новом, забрасывала его и начинала круг заново.
Несобранная, ленивая, неорганизаванная, поверхностная - такие эпитеты описывают меня, как личность. Стоп!


С чем его едят или как он попадает к нам на тарелку

Перфекционизм - это малоприятный диагноз. Не все понимают, что конкретно он значит. Большинство людей считают, что перфекционизм - это врожденное свойство личности, с которым "не повезло". Ну подумаешь любит по линеечке складывать учебники и шкаф по ковру ровнять. Но значение этого слова гораздо глубже, и не заканчивается на желании ровно складывать карандаши. Кстати, ровное складывание - это даже не показатель перфекционизма, скорее это симптом маниакальности и какого-то из видов аутизма, так что все эти картиночки про "рай перфекциониста" - скорее фарс.
В первую очередь, перфекционизм - это неправильное, искаженное восприятие реальности. Считайте, что это "заболевание" дает вам серые очки, вместо розовых. Этим страдают почти все, а особенно в век развития социальных сетей, и тем более на пост-советском пространстве. Ведь так было проще, когда мы не знали, кто чем занимается, какой одноклассник чего добился, и кто кого куда повез отдыхать. Меньше знали и крепче спали.
"Для меня интернет - место постоянного проявления неприятия и перфекционизма, а кроме того, множества противоречий"
- Хиллари Реттиг
Впервые мне открыла глаза на саму себя моя учительница французского. Это было около 4 лет назад.
Мы выполняли задание, в котором нам выдали листы А4 сплошь покрытые французским текстом и сказали переводить вслух по очереди так, как мы чувствуем. Словарный запас после короткого  трёхмесячного курса сами понимаете какой. И вот наступила моя очередь, я открываю рот, а язык не поворачивается начать переводить. "В этом слове я уверена, в этом не очень, а какие из них что  значат..."
"Катя, вы перфекционист, я вижу. Но не надо бояться ошибиться, просто переводите как вам кажется!"
После такого, казалось бы, простого предложения, я посмотрела на свою учительницу другими глазами. Это первый учитель в моей жизни, который диагностировал мою проблему и не предположил, что я просто "тупая", "идиотка" или "недалекая". Ведь благодаря нашей системе образования мы себя именно так и называем, а потом это преследует нас до конца наших дней, или до похода к специалисту.
Если не смог - назови себя идиотом.


Порочная цепочка перфекционизма

Кратко это выглядит так:
Невозможность Преодолеть Внутреннго Деспота - Прокрастинация - Социальная Изоляция
Вы вспоминаете все самые плохие эпитеты про себя, потом вы боитесь ступить шаг, а в конечном счете замыкаетесь в себе.

Целевая падагра

Самое основное, оно же самое дебильное, что мог только придумать перфекционист - это ставить недосягаемые цели и бомбить на то, что они оказались ДЕЙСТВИТЕЛЬНО недосягаемыми. Научиться подтягиваться 30 раз с завтрашнего дня, а смог только 1. Написать диплом за ночь, сделать ремонт в квартире за выходные и т.п. И постоянные провалы заставляют перфекциониста забиваться в угол, перестать пробовать делать хоть что-то и непременно заниматься самокопанием.

Лечение: Станьте Реалистом и сместите цель на процесс

Здраво оценивайте свои знания, количество свободного времени, ресурсы и прочее, что относится к вашей деятельности. Если за вычетом всех обеденных перерывов, заездов в строительный магазин и планировании, у вас в сухом остатке будет всего пара часов на то, чтобы снять обои, нарезать новые, замешать клей и поклеить 40 квадратных метров стен, например.
Ваша проблема в том, что вы хотите быстрого результата. И именно из-за этого вы все бросаете - вы не достигаете цели за полчаса, забыв, что можно насладиться процессом вместо этого.

Глобалистика, мания величия и синдром Бо-Гэ

Когда я бралась за изучение какого-то вопроса, я всегда подходила глобально. Начинала издалека, с матчасти, с умным видом черкала в учебнике, конспектировала, рисовала схемки (я использовала инфографику еще до того, как это стало мейнстримом, лол). Я думала, что нужно стать профи в сфере, прежде чем подойти непосредственно к вопросу. Вроде бы хорошее желание, но оно не приводило ни к чему: я уставала в самом начале, забив на изначальный интерес, даже не дойдя до него. И я наступала на эти грабли множество раз, но меня это ничему не учило. Раз за разом я проваливалась, не заканчивала задуманное, бросала на полпути огромное количество начатых дел. И руки опускались все ниже и ниже.
Это касается любой сферы! Если я хочу делать сайты на заказ, то я обязательно должна уметь делать и дизайн, и верстку, и писать на JS, быть бренд менеджером, уметь рисовать лого и создавать бренды. И как вы думаете, на каком моменте я застопорилась? Правильно, на самом первом. С дизайном у меня не очень, и я долго в нем ковыряюсь, мне все не нравится, у меня разбегаются глаза и я не могу выбрать единый стиль, а в конце концов я просто бросаю все задумки и считаю себя убожеством. Сегодня я знаю, что все мои мысли и планы требуют работы как минимум трёх, а то и четырёх человек.
Этот главный симптом называется Манией величия. Истинный перфекционист в своей надуманной вселенной может сделать все сам, с максимальным качеством и в минимальные сроки.
Лечение: от общего к частному,

Перфекционизм он везде

Изучив вплотную проблему перфекционизма, я начала видеть его везде. Это очень страшный недуг, который заставляет вас циклировать внутри собственного несовершенства и негативных демонтивирующих мыслей. Исходя из моего опыта могу сказать, что это состояние проникает во все сферы жизни, отравляет ее и паразитирует в любой мысли, которую вы могли бы подумать.
Перфекционисты роем толпятся в интернетах, на форумах, в магазинах, на детских площадках, на дорогах и в автомобилях. И они все думают шаблоном "всё или ничего" и постоянно наровят затянуть в свою конюшню порока.

Специальный адаптированный перфекционизм советского типа

Наши бабушки и дедушки выросли в стране, где все должны быть ровненькие, одинаковые, обязанные государству винтики. Все жили по учебникам, в которых было написано с точностью до последнего дня как надо жить. Если чего-то не знали - то не следовали интуиции, а шли к "старейшинам", потому что те-то точно знают как надо. В этом вся суть. Импровизировать и жить по-настоящему - трудно поддающийся обучению материал. Все негласно следуют каким-то правилам написанным людьми, которые уже давно мертвы. Но дух их учения все еще блуждает среди нации,

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

За что я ненавижу клубы

Преодолеть прошлое